Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Трейлер

Классика советского кинематографа, с которой хорошо знакомы все, рожденные в СССР и не только. История об инженере-изобретателе, создавшем машину времени, открывающую портал между квартирой Шурика и палатами Иоанна Грозного. Внезапная поломка этой чудо-техники приводит к множеству забавных событий и приключений, ярко отражающих стиль средневековья и современного советского общества. В конце фильма Шурик все-таки чинит свой агрегат и спасает всех «пострадавших», а также мирится со своей супругой, осознавая простоту человеческого счастья.

О фильме

Год производства
1973
Страна
СССР
Жанр
комедия, мелодрама, криминал, фантастика, приключения

В главных ролях →

  • Александр Демьяненко
  • Юрий Яковлев
  • Леонид Куравлёв
  • Наталья Крачковская
  • Савелий Крамаров
  • Наталья Селезнёва
  • Владимир Этуш
  • Михаил Пуговкин
  • Сергей Филиппов
  • Наталья Кустинская
32 актера

Сюжет

Предыстория
Инженер Александр Сергеевич Тимофеев (далее Шурик) вместе с супругой, киноактрисой Зинаидой Михайловной (далее Зина), проживает в своей квартире в многоквартирном доме в Москве. Соседями Шурика являются управдом Иван Васильевич Бунша и стоматолог Антон Семёнович Шпак (с квартирой Шпака у квартиры Шурика общая стена и балкон, с квартирой Бунши — тоже). Бунша проживает вместе с супругой Ульяной Андреевной; Шпак живёт один, он состоятельный человек, его квартира наполнена дорогими импортными вещами. Шурик, изобретя машину времени, создаёт её прямо в своей квартире. Ранее он несколько раз пытался её запустить, но каждый раз эти эксперименты приводили к перегоранию пробок во всём подъезде, чем соседи (особенно супруги Бунши) были очень недовольны. Во время очередного запуска машины времени происходит небольшой её взрыв и перегорание пробок во всём доме. Сам Шурик, потеряв сознание, падает на пол.

Действие фильма
Очнувшись, Шурик видит свою жену, которая, вернувшись со съёмок, пришла в квартиру только для того, чтобы сообщить мужу, что уходит от него и уезжает в Гагры со своим новым возлюбленным, кинорежиссёром Карпом Савельевичем Якиным. В это время вор-рецидивист Жорж Милославский из телефонной будки звонит на работу Шпаку, изменив голос, представляется его поклонницей и просит о свидании вечером. Убедившись, что Шпак до вечера пробудет на работе, он приходит к нему домой, и открыв дверь ключом из связки отмычек, проникает в квартиру, намереваясь обворовать. В это время Зина уходит, а в квартиру к Шурику приходит возмущённый его предстоящим разводом и экспериментами с машиной времени Бунша. Чтобы доказать управдому безопасность машины времени, Шурик в его присутствии снова запускает её, на этот раз на небольшой мощности, в результате чего исчезает стена между квартирами Тимофеева и Шпака.

Удивлённый Милославский входит в квартиру Шурика и представляется приятелем Шпака. Он интересуется устройством, которое может убирать стены, а Бунша сразу подозревает Милославского в недобром и думает, что Шурик убрал стену безвозвратно. Дабы успокоить Буншу, Шурик ослабляет мощь машины, и стена возвращается на место. Затем изобретатель вновь увеличивает мощность, стена исчезает, а за ней открывается портал в XVI век — становится видна царская палата в Кремле, на троне сидит царь Иван Грозный, рядом с ним стоит дьяк Феофан. Увидев Шурика и Милославского и приняв их за демонов, напуганный Феофан убегает за стражей. Законопослушный Бунша пытается позвонить в милицию, из-за чего между ним и Милославским начинается перепалка, в результате которой Милославский и Бунша через портал случайно входят в палату; царь же, испугавшись чёрной кошки Шурика, через портал убегает в его квартиру, а оттуда — в подъезд.

В палату врывается стража. Один из стрельцов бросает в «демонов» алебарду, Милославский ловит её и кидает обратно, но промахивается; алебарда, пролетев через портал в квартиру, частично повреждает машину времени, в результате чего портал полностью закрывается, оставляя Ивана Грозного в современном мире, а Ивана Васильевича Буншу и Жоржа Милославского — в XVI веке. Следует ряд курьёзных сцен во время погони стрельцов за «демонами». Ища способ спастись от стражи, Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного, и, достав из сундука одежду, переодевает его в царский наряд, а себя выдаёт за князя Милославского.

В XX веке Шурик объясняет настоящему царю, что случилось, временно оставляет его в своей квартире, и уходит в магазин за новыми транзисторами для своей машины времени. Иван Грозный остаётся в квартире, адаптируется к современному быту, слушает на магнитофоне песни в исполнении Высоцкого и Никулина и оказывается вовлечённым в столкновения с современными героями. Внезапно возвращается Зина, которая сильно поссорилась с Якиным и к тому же по ошибке забрала его чемодан. Грозному удаётся их помирить, хотя поначалу он собирается казнить Якина как «прелюбодея». Зина и Якин переодевают царя в спортивный костюм Шурика, чтобы соседи ничего не заподозрили, и покидают квартиру, чтобы ехать в Гагры.

Переодетый Иван Грозный отдыхает, сидя на балконе, где его обнаруживает перешедшая со своего балкона Ульяна Андреевна. Она принимает его за своего мужа, а он её — за ведьму; они ругаются. Далее Шпак, который оказался свидетелем этой сцены, пытается пожаловаться царю на квартирную кражу, приняв того за Буншу, но царь ведёт себя воинственно по отношению к Шпаку, оценив того как холопа, неправильно подающего челобитную царю. В итоге перепуганная Ульяна Андреевна вызывает психиатров, а Шпак — милицию.

Тем временем Шурик ищет магазин, где можно купить транзисторы для машины времени. Ему приходится обратиться к фарцовщику, у которого имеются нужные транзисторы. Купив всё необходимое, Шурик возвращается домой как раз в тот момент, когда Иван Грозный готов напасть с кинжалом на Шпака. Он останавливает царя и заводит в свою квартиру, после чего приходит к соседу, объясняет ситуацию и просит его не обращаться в милицию, но Шпак всё равно совершает звонок.

В XVI веке Бунша своим поведением выдаёт, что он не настоящий царь, а Милославский ведёт дела за него. Чтобы удалить стрельцов и избежать разоблачения, Милославский составляет царский приказ: отправить войско «выбить крымского хана с Изюмского шляха». Приём шведского посла едва не заканчивается скандалом, когда Бунша уже почти отдаёт шведам Кемскую волость, но встревает Милославский, который сообщает послу, что нужно «посовещаться с товарищами». Во время пира управдом напивается и заигрывает с миловидной супругой Ивана Грозного, Марфой Васильевной. В это же время войско, посланное на Изюмский шлях, возвращается и поднимает бунт с криками «царь ненастоящий». Стрельцы врываются в царские палаты, чтобы пленить самозванцев. В этот момент Шурик, отремонтировав машину времени, вновь открывает портал, через который Бунша с Милославским убегают обратно в XX век, но Ивана Грозного вернуть в его время не удаётся, так как его задерживают милиционеры, которые принимают его слова о штурмах Казани и Астрахани за бред сумасшедшего. Бунша сдаётся сам, заявляя, что «незаконно» был исполняющим обязанности царя. Иван Грозный, услышав это, набрасывается на своего двойника. В результате на обоих надевают смирительные рубашки, а милиционеры демонстрируют их Ульяне Андреевне для опознания. Женщина признаёт своего мужа и в Бунше, и в царе, и, решив, что сходит с ума, добровольно отправляется вместе с ними обоими в психбольницу.

Милославский, переодевшись в белый халат Шурика, уходит от милиции под видом санитара. В этот момент милиционеры, обнаружив в куртке Милославского, которую тот оставил в квартире Шурика и которую затем носил Иван Грозный, справку об освобождении, с балкона приказывают дежурящим внизу коллегам задержать Милославского, и все бросаются в погоню. Воспользовавшись суматохой, Иван Грозный сбегает из машины «скорой помощи» и возвращается в квартиру к Шурику, который снова запускает свою машину времени и возвращает царя в его время.

Заключение
Шурик просыпается, поднимается с пола и не понимает, что произошло. Но постепенно сознание возвращается к нему, и он вспоминает, что его бросила жена.

Вскоре с работы приходит Зина. Шурик спрашивает её о поездке в Гагры и о связи с Якиным. Удивлённая Зина говорит, что Шурик сошёл с ума со своей машиной и что никакого режиссёра Якина у них нет. Шурик понимает, что в результате небольшого взрыва при испытании машины времени, он сильно ударился головой и потерял сознание, и всё, что происходило дальше, ему приснилось. Он успокаивается и обнимает Зину, как вдруг видит на полу царскую шапку. Шурик зажмуривается, после чего шапка превращается в кошку. Шурик и Зина целуются, а кошка машет лапкой и произносит: «Чао!» («До свидания!»).
СКРЫТЫЙ СЮЖЕТ "ШУРИКА" | Конспирологический разбор | Сыендук

Популярные фильмы и сериалы